Имеете дело с проблемным сотрудником? 3 вопроса, которые нужно себе задать
Если Вы являетесь руководителем, у Вас наверняка есть проблемный ребенок. Вы знаете, о ком я говорю: именно из-за него Вы закатываете глаза, когда кто-то спрашивает, как у Вас дела на работе. Вам бы давно следовало уволить его. Если бы не он, Вы бы могли сделать намного больше. Правильно?
Неправильно. Когда Вы являетесь руководителем, Ваша работа заключается в том, чтобы находить решение проблем. Это значит, что Вы ответственны не только за выполнение работы и успешность компании или отдела, но и за то, чтобы все вокруг Вас тоже были успешными.
Правда в том, что даже с проблемным сотрудником под Вашим контролем находится намного больше, чем Вы думаете. Да, возможно, в конце концов решением проблемы может стать увольнение этого работника, но сначала посмотрите в зеркало и задайте себе следующие вопросы.
1. Правильно ли Вы стимулируете?
У каждого есть что-то, что придает ему силы. На работе это могут быть деньги, слава, власть, свободное время, возможность учиться новому и прочее. И хороший руководитель должен понять, что мотивирует его сотрудников. Если кто-то не выполняет свою работу на должном уровне, это может быть обусловлено тем, что у этого работника нет необходимой мотивации.
Приведу пример. Возможно, проблемный сотрудник моложе своих коллег. На первый взгляд, он ведет себя агрессивно: все время пытается сказать последнее слово и больше времени тратит на выполнение задач, которые Вы перед ним не ставили.
Скорей всего, он просто пытается заработать уважение. И если Вы покажете ему, как его заработать (выполняя те задачи, которые Вы перед ним поставили), и скажете, что Вы рассчитываете на него, как ни на кого другого, это в корне изменит дело. Для него это будет значить даже больше, чем если Вы скажете, что он выполнил свою работу хорошо. Как правило, Ваши сотрудники даже не знают, что их мотивирует, поэтому Ваша задача – это определить.
2. Тем ли языком Вы говорите?
Лично для меня общение является чрезвычайно трудной задачей. Проблема в том, что все говорят на разных языках. Некоторые учатся, постоянно перечитывая инструкции. Некоторые добиваются большего, благодаря разговорам. Некоторым нужно понимать полную картину, другим достаточно знать самое первое задание.
Однако являясь руководителем, Вы должны уметь разговаривать на всех этих языках или хотя бы доносить задачи таким образом, чтобы было понятно всем. Достижение этой цели сопровождается методом проб и ошибок, и если работа не будет выполнена, как Вы того хотели, попробуйте другой способ инструктирования. Я часто прошу своих сотрудников повторить, какие задачи я перед ними поставил. Не нужно вести себя так, будто остальные глупее, просто спросите, все ли понятно и ясна ли сотрудникам Ваша точка зрения.
3. Доказали ли Вы, что в той или иной задаче есть цель?
Как и большинство людей, я всегда хотел знать, зачем я делаю то, что делаю, поскольку бесцельное выполнение работы – это пустая трата времени. Поэтому Ваша задача как руководителя заключается в том, чтобы четко объяснить, что текущая работа имеет значение.
Например, если задачей Вашего сотрудника является заказ продукции, скорей всего, он считает это ненужными хлопотами. Но его работа (и отношение) обязательно улучшится, если он будет знать, что помогает Вам развивать бизнес. Найдите способ показать ему, что его работа вносит вклад в достижение великих целей. Если Вы знаете, зачем Вы попросили что-то сделать, Вашим работникам, возможно, требуется напоминание.
Самое главное, с проблемным сотрудником нужно разговаривать, а если Вы немного пойдете на уступки и возьмете некоторые обязанности на себя, Ваш разговор будет максимально эффективным. Многие руководители считают, что проблемы возникают по вине других, но правда в том, что если Вы сами что-то измените, это повлияет на других. Проведя изменения со своей стороны, возможно, Вы найдете очередного высококлассного работника.